- Должен ли быть люфт ступичного подшипника, какой допускается
- Как проверить ступичные подшипники на ВАЗ и других автомобилях
- Причины выхода из строя ступичного подшипника
- Окончание ресурса
- Неосторожная эксплуатация авто
- Плохая герметичность
- Ошибки при протяжке гайки ступицы
- Ошибки в запрессовке
- Частое преодоление водных преград
- Частая перегрузка авто
- Заводской брак
- Поломка амортизаторов
- Отклонение по вылету для дисков
- Большой диаметр колеса
- Ошибки развал-схождения
- Поломка тормозной системы
- Как выявить неисправность ступичных подшипников
- Таблица неисправностей ступичных подшипников
- Разновидности
- Стоит ли менять элемент своими руками
- Нюансы при замене
- Проверка — 6 эффективных способа
- Способ №1. Проверка на гул
- Способ №2. Проверка на домкрате
- Способ №3. Проверка на люфт
- Способ №4. Проверка на биение
- Способ №5. Контроль в движении
- Способ №6. Стетоскоп механика
- Регулировочные работы
- Из-за чего может начать люфтить подшипник
- Ступичный подшипник: что проверяют на СТО
- FakeHeader
- Регулировка ступичного подшипника ВАЗ 2107
- Другие особенности диагностики
- Все признаки неисправности ступичного подшипника (фото и видео).
- Какие бывают ступичные подшипники?
- Как и почему изнашиваются ступичные подшипники?
- Признаки и симптомы “умирающего” ступичного подшипника
- Причины поломки подшипника
- Ручное вращение
- Температура диска
Должен ли быть люфт ступичного подшипника, какой допускается
Да, люфт должен быть. Точнее, это тепловой зазор подшипника. Это необходимо для того, чтобы он легко расширялся при нагревании. Как известно, при движении ступичные подшипники испытывают большие нагрузки, перегреваются. Материал соответственно расширяется. Если места нет, износ увеличится. Результат — полное разрушение сепаратора и последующий заед.
В случае сильного люфта происходит разрушение. Да, они не будут слишком горячими, в них будет место для теплового расширения. Но если они будут болтаться в зажимах, они сломаются. В результате подшипник распадается, при движении возникают удары по рулю. Они могут исчезнуть при торможении.
Поэтому должна быть небольшая отдача. На разных моделях он колеблется в пределах 0,02–0,08 мм. Как говорят мастера — на грани мышечных ощущений. Его можно измерить специальным прибором или микрометром. Но не у всех он есть, а поскольку регулировка ступичного подшипника производится в гараже, будем руководствоваться «на глаз».
Как проверить ступичные подшипники на ВАЗ и других автомобилях
Контрольно-диагностическая технология, как выяснилось ранее, не зависит от местоположения, а также от типа вождения, соответственно, при проверке конкретной марки авто осуществляется аналогичным образом.
Разница только в обслуживании и эксплуатации, так как ступичные узлы автомобилей различаются по конструкции.
- На оси могут быть размещены однорядные конические роликовые элементы. Устанавливается по 2 пары на одну ось. Их необходимо периодически проверять, и игру необходимо корректировать в допустимых пределах.
- Новые модели от ВАЗа, как и иномарки, имеют подшипники на переднем мосту 1-3 поколения, для которых не требуется регулировка и обслуживание в течение всего срока службы подшипника, примерно 100000 км пробега.
Вы можете найти конкретные инструкции по проверке и эксплуатации конкретной модели автомобиля на нашем сайте. Далее в навигационной таблице вы можете найти и перейти к инструкциям по диагностике и замене колес и других подшипников вашего автомобиля.
ШЕВРОЛЕ:ВАЗ (LADA):FORD:DAEWOO:РЕНО:PEUGEOT:ГАЗ:HYUNDAI:УТКА:МИЦУБИСИ:OPEL:НИССАН:MAZDA:ТОЙОТА:AUDI:
НИВА |
LANOS |
AVEO |
LACETTI |
CRUZE |
2109 |
2108 |
2110 |
2114 |
ГРАНТА |
КАЛИНА |
НАСТОЯТЕЛЬНИЦА |
СЛИЯНИЕ |
ОГОНЬ 1 |
ОГОНЬ 2 |
ТРАНЗИТ |
NEXIA |
MATIZ |
ЛОГАН |
DUSTER |
206 |
ГАЗЕЛЬ |
АКЦЕНТ |
СПОРТ |
РИО |
ЗАПУСК 9 |
ЗАПУСК 10 |
ASTRA H |
АЛМЕРА |
КАШКАЙ |
MAZDA 6 |
MAZDA 3 |
COROLLA |
A80 B4 / B3 |
Причины выхода из строя ступичного подшипника
Изучая проблему, необходимо знать причины, по которым не работает передний или задний ступичный подшипник.
Обратите внимание, что деталь имеет скрытый тип установки, а основные элементы закрыты кожухом для защиты от воды и различного рода загрязнений.
Ниже мы подробно разберем, что может стать причиной технических неисправностей агрегата.
Окончание ресурса
При длительной эксплуатации неизбежно изнашиваются ступичные подшипники. Это отражается в расширении «туннелей» для мячей и появлении ударов.
Как правило, проблема проявляется через 100000 км пробега и зависит от марки / модели автомобиля, производителя детали и ходовых качеств.
У некоторых отечественных автомобилей проблема начинает проявляться через 60 000 километров пробега.
Неосторожная эксплуатация авто
Если водитель не заботится о машине, он часто на большой скорости проезжает ямы / неровности, наезжает на неровности и т.д., это приводит к быстрому износу элементов подвески, повреждению ступицы и всех ее элементов.
Плохая герметичность
Даже если корпус закрыт, смазка внутри задних и передних ступичных подшипников может вытечь.
Причина может заключаться в низком качестве кожухов из резиновых или пластиковых элементов.
Если внутри детали не остается необходимого количества смазки, она намного быстрее изнашивается, начинает гудеть и плохо справляется со своими функциями.
Ошибки при протяжке гайки ступицы
В инструкции по эксплуатации станка точно указано, в какой момент необходимо закатать гайки ступицы.
Если значение, установленное производителем, будет превышено, во время движения может возникнуть перегрев, что сократит срок службы детали.
Ослабленные гайки могут вызвать небольшой люфт, что также отрицательно скажется на состоянии подшипника.
Момент затяжки указан в руководстве по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.
Ошибки в запрессовке
Такая причина встречается редко, но исключать ее не следует. Проблема может возникнуть, если передний / задний ступичный подшипник неправильно установлен техником в мастерской или самим владельцем.
В результате деталь становится наклонной (незаметной) и ее ресурс уменьшается.
Частое преодоление водных преград
Любой ступичный подшипник перегревается во время движения, что является обычным явлением.
При преодолении водных преград внутри сжимается воздух, который буквально втягивает влагу в механизм.
Вода проникает через трещины в резиновых уплотнителях, которые со временем теряют свои качества. В этом случае скрип (гудение) происходит не сразу, а через несколько дней. Этого времени достаточно, чтобы внутри детали появилась ржавчина.
Частая перегрузка авто
В рекомендациях производителя указано, какой вес может выдержать ваш автомобиль. Превышение этого параметра (даже минимального) приводит к увеличению нагрузки на передний / задний ступичный подшипник.
В результате деталь изнашивается и выходит из строя быстрее.
Заводской брак
Многие автовладельцы экономят и покупают запчасти малоизвестных брендов из России и Китая. Такие изделия часто не выдерживают гарантийный срок и выходят из строя.
Дефект может выражаться нарушением габаритных размеров, некачественными прокладками, отсутствием или малым количеством смазки.
Поломка амортизаторов
При движении по дороге основная часть нагрузки воспринимается амортизаторами, смягчающими движение транспортного средства в вертикальной плоскости.
Если они неисправны и не выполняют свою задачу, нагрузка на подшипники ступицы увеличивается. В результате последние менее полезны и быстрее выходят из строя.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо следить за состоянием элементов подвески и своевременно заменять неисправные детали.
Это особенно важно, если вы часто ездите по ухабистым дорогам с интенсивным движением.
Отклонение по вылету для дисков
Если смещение неправильное, подшипники заднего / переднего колеса принимают на себя большую нагрузку.
В результате уменьшается их ресурс, деталь выходит из строя, и появляется один из самых частых признаков неисправности — скрип.
Большой диаметр колеса
Такая картина характерна для полноприводных внедорожников и коммерческих автомобилей.
Если радиус шины больше, чем должен быть, деталь испытывает большую нагрузку при поперечном ускорении. Подшипники передних колес подвергаются наибольшему риску.
Ошибки развал-схождения
Если колеса установлены под неправильным углом, подшипники ступицы поглощают нежелательные силы. В результате одна из деталей постоянно находится в режиме перегрузки и это рано или поздно приводит к выходу детали из строя.
Поломка тормозной системы
При неисправности тормоза, например, трении колодки о диск, нагреваются элементы тормозной системы и / или рабочая жидкость.
В этом случае тепло передается рассматриваемой детали, которая быстрее перегревается и изнашивается.
Как выявить неисправность ступичных подшипников
Есть несколько способов диагностики неисправностей переднего или заднего ступичного подшипника. Кроме того, все они не требуют специальных навыков или специальных инструментов.
Сначала обратите внимание на следующие признаки возможных неисправностей переднего или заднего подшипника:
- гул при движении, который зависит от скорости автомобиля, а не от включенной передачи;
- удары легкого металла при прохождении неровностей;
- повышенный люфт руля, тряска при движении на большой скорости по дороге с дефектами ремня (один из симптомов неисправности подшипника переднего колеса).
Главный и самый очевидный признак неисправности ступичного подшипника — гул. Его источник определяется довольно простым методом. На ровном, прямом и желательно пустом участке дороги разгонитесь до скорости, при которой появляется гул. Затем слегка «переверните» рулевое колесо влево и вправо. Если при повороте руля вправо шум усиливается, то подшипник справа неисправен; и наоборот.
После этого вешаем тот борт авто, на котором был выявлен неисправный подшипник. Вручную вращаем передние и задние колеса, раскачивая их по горизонтали и вертикали. Если на колесе небольшое ступенчатое вращение, слышен характерный шорох катящихся шариков или роликов, есть больший люфт — подшипник ступицы барахлит на этой оси.
Также одним из признаков неисправности ступичного подшипника является сильный нагрев ступицы. Если вы подозреваете, что проблема в подшипнике ступицы, после движения осторожно коснитесь рукой всех колес. Ступица, которая нагрелась значительно сильнее других, имеет проблемы с подшипником (или тормозной системой).
Таблица неисправностей ступичных подшипников
N p / n Признаки неисправности Причины неисправности Передняя Задняя
один | Появление посторонних шумов (низкочастотный гул) в салоне автомобиля. | отсутствие смазки или неправильный выбор, длительный срок, неквалифицированная замена, экстремальное вождение, состояние наших дорог, наезд на ухабы. |
|
2 | Во время движения можно почувствовать вибрацию руля или педали тормоза. | Только вибрация педали тормоза. | Возможен износ на конце рулевой тяги, износ подшипника ступицы или тормозного диска. |
3 | Появление жирных пятен на защитном колпачке или сальнике. | Избыточная смазка, разрушение сальника. | |
4 | Чрезмерный нагрев ступицы | Недостаточная смазка, несоблюдение момента затяжки гайки ступицы. Возможна разгерметизация уплотнений. | |
5 | Скрежет и стук при вращении подвешенных колес. | Возможен износ шаровой опоры, тормозных дисков, деталей подвески автомобиля. Нужна диагностика. | |
6 | Изменение скорости или ввод кривой изменяет характер шума. | Изношены ступичные подшипники. Могут измениться и другие неприятные шумы: дребезжание выхлопной трубы, передаточный механизм трансмиссии, шум шин. | |
7 | Осевой люфт подвешенного колеса | Выход из строя ШРУС или ступичные подшипники, недостаточная затяжка колесных болтов или колесной гайки. | |
8 | Контрольная лампа АБС горит. | Датчик неисправен, магнитное кольцо может повернуться в другую сторону, количество зубцов кольца abs может не совпадать с исходным номером для данной модели автомобиля. | |
9 | Потеря управления, автомобиль едет боком. | Возможно, шины накачаны неравномерно, нарушена соосность колес, неправильно запрессована ступица в приводной вал. Дверь справа — проблема правое колесо, слева — наоборот. Вы должны проверить передние колеса. |
важно знать: если вы не нашли источник вредного шума, обратитесь к опытным водителям или механикам СТО. Не будет лишней профессиональная диагностика.
Разновидности
Классификация подшипников качения
Шарики и ролики (цилиндрические или конические) действуют как тела качения в подшипниках ступицы. Количество рядов тел качения — один или два.
Чаще всего используются радиальные (шариковые и цилиндрические роликовые) и радиально-упорные (конические роликовые) подшипники.
В современных моделях, оснащенных АБС, подшипник является неотъемлемой частью самой ступицы. Он закрыт и не требует обслуживания, его ресурс равен сроку эксплуатации автомобиля. Если блок выходит из строя, необходимо заменить ступицу в сборе.
Радиальные подшипники устанавливаются по одному на ступицу. Они закрыты и не требуют обслуживания, не требуют регулировки, а люфт устраняется путем вставки в ступицу и на ось с сильным натягом.
Радиально-упорные подшипники часто устанавливаются по два на ступицу. Такие узлы открываются и прилегают с небольшим натягом. Эта конструкция позволяет регулировать, чтобы исключить люфт.
Радиальные ступичные подшипники используются на ведущей оси и радиально-упорные подшипники на ведущей оси. Например, на ВАЗ-2107 сзади установлен шариковый ступичный подшипник, а спереди — два конических узла. Но на ВАЗ-2108 на передней оси используется один цилиндрический и один двухрядный элемент, а на задней устанавливаются конические.
Стоит ли менять элемент своими руками
Определив, что проблема именно в подшипнике, можно отправиться на СТО или провести ремонт самостоятельно, если у вас есть особые навыки и способности.
Но здесь нужно быть предельно осторожным, правильно выставить зазор при установке, а также не использовать острые инструменты, которые могут повредить уплотнение подшипника.
При вдавливании элемента в отверстие необходимо передать усилие на внешнее кольцо. При установке подшипника на ось нужно следить за тем, чтобы удар пришелся именно на внутреннее кольцо.
Итак, мы узнали, как проводится детальная диагностика подшипника передней ступицы. Следует еще раз подчеркнуть, что эта проблема более чем серьезна. Если вы обнаружите жужжание, люфт или другие признаки, вам следует внимательно проверить предмет. В случае сомнений следует обратиться к профессионалам или заменить неисправный подшипник. Так вы сможете уберечь себя от различных аварий на дороге.
Нюансы при замене
Технология замены ступичного подшипника несложная, но требует специального оборудования — пресса или хотя бы мощных кузнечных тисков.
Метод забивания узла молотком с направляющей не подходит при работе со ступицами, так как велика вероятность повреждения посадочного места подшипника в ступице или перекоса узла.
При установке нового подшипника обратите внимание на приспособление света. Узел должен плотно прилегать к ступице, но небольшое сопротивление указывает на износ седла. Его снова нужно заменить.
Если после установки нового подшипника и повторной сборки рамы есть люфт в ступице с цилиндрическим подшипником, это также свидетельствует об износе седла.
Вставляя новый узел, обратите особое внимание на центрирование подшипника, иначе он может наклониться во время установки и повредить посадочную поверхность.
Мне недавно приходилось помогать другу регулировать ступицы на его крутом Шниве. Он был уверен, что дилер все сделал для него правильно. Предложил проверить и ожидание подтвердилось: люфт в обеих ступицах такой, что при раскачивании колеса заметный стук. Вот и решил написать.
Когда я стал владельцем 213 Нивы, я понял, что ничего не знаю о жизни, я прочитал много разных форумов, чтобы понять, что мне еще нужно уметь делать самостоятельно, а что можно доверить ремонтники. И просто по настройке хабов понял, что это одно из самых интимных действий. Это подтверждалось много раз. Во-первых, если это не специализированный сервис Нивы (пытаюсь связаться с этим), то с большой вероятностью вообще не умеют регулировать хабы — выдавят как пить. Даже если все было настроено по задумке, велика вероятность, что через небольшое количество километров откат будет больше допустимого и потребуется регулировка. Со мной такое случилось однажды, когда я был уже в 300 км от города, а до этого на сервисе слесарь 5 минут говорил о том, как он все сделал правильно, насколько это важно и чего трогать нет, нет. Но у меня был навык адаптации, так что это не доставляло проблем. Что касается самого процесса регулировки, то я полностью поддерживаю, когда все делается в соответствии с наукой, т.е специальный инструмент, динамо-гаечный ключ и т.д. Но все делаю сама по-деревенски. Что касается нагрева хабов, то в не очень жаркую погоду они не должны быть особо жаркими. Колесо должно вращаться свободно и не останавливаться сразу при повороте в воздухе рукой. Проверяйте температуру только после полной остановки без использования тормоза. Опишу свой способ настройки, может кому пригодится.
— У меня всегда с собой домкрат на 2,5 тонны. Поднимаю банку под рессору или под мост все впереди.
— Снимите декоративный колпачок (плоской отверткой).
— Откручиваем старую гайку. Больше мы им не пользуемся (я знаю, что некоторые люди этим грешат).
— Убираем грязь / смазку / кусочки гайки с резьбы и паза.
— Руками качаем руль.
— Закручиваем новую гайку. Поворачиваю руль левой рукой и держу ключ на гайке. Поворачиваем, пока не появится ощутимое усилие.
— Беру клюшку и несколько раз бью по колесу (по шине, за дисками ухаживаю) со всех сторон, медленно поворачивая. После этого, как правило, еще немного подтягиваюсь.
— А теперь давайте начнем отпускать. Наша задача — захватить очень тонкую границу, где практически нет люфта. Это достигается за счет обучения. Сначала это может занять много времени, но затем это становится делом минуты. Чтобы проверить люфт, поверните колесо обеими руками в вертикальной плоскости. Многие военные трясут колесо снизу (машина конечно на лифте, ей лень его опускать), думаю, в этом случае чувствительность намного хуже. Отпустите орех чуть-чуть. После каждого откручивания поворачиваем и взбиваем колесо указанным выше способом. Отдача должна быть едва заметной, без заметных ударов или биений. Как только почувствуем отдачу, не торопитесь противостоять гайке. Снова стучим по колесной арке и еле заметно затягиваем. И снова стучим, колесо катим, отдачу стараемся поймать как можно сильнее. Дойдем до того момента, когда еще немного и оно появится (здесь нужно проявить все внимание и сосредоточиться на руках). Смело ударяйте по колесам в разных местах. Не забывайте следить за тем, чтобы колесо вращалось в воздухе без особых усилий. Если есть, убедитесь, что это не тормоз. Убедившись, что все в порядке, мы противостоим кубику.
— Контргайка. Я делаю это в два этапа. Прежде всего, тщательно разгладьте его молотком по канавкам с обеих сторон. Будьте осторожны и держите молот прямо. После каждого шага проверяйте, не выбивается ли регулировка из-за удара. На следующем этапе устанавливаем стамеску строго вертикально над пазом и точным ударом молотка заклиниваем край гайки. Повторяем с другой стороны.
— После завершения регулировки внимательно перепроверяем люфт, он должен быть еле заметным.
— Через 500 км рекомендую еще раз провести проверку.
Прошу не бить ногами, как я уже писал выше, по-деревенски и без приспособлений. Меня это устраивает. Но это уже результат тренировок, вначале, признаюсь, было тяжело. Также не забывайте своевременно смазывать ступицы согласно регламенту.
Проверка — 6 эффективных способа
Предлагаем вашему вниманию 6 способов диагностики ступичного подшипника. Кратко рассмотрим характеристики каждого варианта.
Способ №1. Проверка на гул
Имея под рукой подъемник или домкрат, сделайте следующее:
- Поднимите машину с помощью подъемника или колеса с домкратом (не забудьте сделать безопасную остановку).
- Подложите башмаки под задние колеса (если проверка проводится без подъема).
- Запустите двигатель и введите четвертую скорость.
- Разогнать колеса до 70-80км / ч или только одного колеса (при использовании домкрата).
- Выжмите сцепление и выключите (переведите в нейтральное положение).
- Прислушайтесь к постороннему шуму. Если ступичный подшипник неисправен, то при диагностике обязательно будет слышен гудящий звук.
Обсуждаемый выше метод позволяет проверить ступицы переднего моста для автомобиля с передним приводом и задние ступицы для автомобиля с задним приводом.
Способ №2. Проверка на домкрате
Следующий метод аналогичен предыдущему, но использует только одно гнездо. Метод подходит для использования в гаражных условиях.
Инструкции:
- Найдите подходящее рабочее место, например, гараж или бокс, где нет фонового шума.
- Поднимите желаемое колесо (затем сделайте то же самое с остальными). Если вы точно не знаете, в чем проблема, начните с задней оси, а затем переходите к передней оси.
- Вращайте задние колеса вручную (для автомобиля с передним приводом) и слушайте звуки.
- На колесах передней оси нажмите сцепление (для механической коробки передач), запустите двигатель и включите пятую скорость, затем отпустите сцепление.
- Слушайте звук колес. Он должен вращаться со скоростью 30-40 км / ч, чего достаточно для диагностики.
- Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, выключите двигатель и дайте колесу остановиться.
Будьте осторожны при проверке. Используйте ручной тормоз или клинья, чтобы машина не двигалась. При этом помните, что долго такую проверку проводить нельзя.
При диагностике автомобиля с полным приводом отключите привод второй оси и, если это невозможно, полностью подвесьте автомобиль.
Недостатком этого метода является то, что проблема с подшипниками ступицы колеса без нагрузки не ощущается.
Есть еще один нюанс. Если деталь недавно загудела, посторонних звуков в вышеприведенной диагностике не будет. Необходимо проводить проверку на лету под нагрузкой и для этого необходимо изучить метод № 5, представленный ниже.
Способ №3. Проверка на люфт
Проверку состояния подшипников ступицы также можно выполнить в гараже путем определения люфта.
Сделайте следующее:
- Поднимите каждое колесо по очереди и замените клинья.
- Покачивайте колесо по вертикали и горизонтали, крутите его.
- Остерегайтесь люфта. Чем он прочнее, тем больше поврежден подшипник. Появление постороннего звука может указывать на катящиеся шарики.
Учтите, что люфт не всегда свидетельствует о неисправности ступичного подшипника.
Иногда неисправность свидетельствует о проблеме с рулевой системой или подвеской.
Для большей точности сделайте следующее:
- Попросите друга нажать на тормоз.
- Еще раз проверьте колеса на свободный ход, перемещая их вертикально.
При сохранении отдачи можно говорить о разрыве подвески. В противном случае можно быть уверенным, что ступичный подшипник изношен.
Способ №4. Проверка на биение
Метод аналогичен предыдущему, но имеет свои особенности:
- Поставьте машину на ровную поверхность.
- Возьмите руль с потенциальной проблемой.
- Попробуйте повернуть его во все стороны (от себя и на себя).
- Слушайте щелчки. Если есть, подшипник необходимо заменить.
Если у вас возникли подозрения, следуйте этому алгоритму:
- Поднимите рулевое колесо.
- Включите нейтральную передачу и включите пластинку.
- Прислушайтесь к постороннему шуму. Скрип или гудение указывают на проблему с подшипником ступицы. При этом возникает ощущение, что колесо не закреплено должным образом.
- Качайте колеса в разных плоскостях для более точного управления. Будьте осторожны, чтобы автомобиль не упал с домкрата (подложите под автомобиль фиксатор).
Обсуждаемый выше метод хорош своей универсальностью, поскольку с его помощью можно управлять деталью на передней и задней оси.
Способ №5. Контроль в движении
Для получения более точных результатов лучше всего проверять ступичный подшипник во время движения и дополнительно нагружать проблемные колеса.
Алгоритм действий следующий:
- Садитесь за руль и выбирайте относительно свободный участок трассы. Желательно заасфальтировать.
- Разгонитесь до 60-70 км / ч, затем начните повороты.
- Понаблюдайте за поведением машины. При входе в разные повороты кузов начинает крениться в сторону. Затем при повороте влево автомобиль наклоняется вправо, и основная масса приходится на правое колесо. Вес снимается с левого колеса.
- Прислушивайтесь к посторонним звукам. Например, при повороте направо левый ступичный подшипник получит дополнительную нагрузку, он будет гудеть, а при движении по прямой звук пропадет. По такому же принципу проверьте подшипник справа
снизив скорость до 15 км / ч и резко повернув налево.
- Обратите внимание на звуки. Если шумы были, но пропали при выходе из поворота, проблема в ступичном подшипнике.
При проверке необходимо учитывать ряд моментов:
- при движении по ровной трассе может потребоваться более высокая скорость, например 60-70 км / ч;
- чем выше скорость, тем громче должен быть гул;
- при обнаружении посторонних и громких шумов не резко ускоряться из-за риска попасть в аварию или даже повышенного износа детали;
- проведите испытание на гладком асфальте, чтобы устранить ненормальные шумы на зернистой поверхности.
Способ №6. Стетоскоп механика
Для проверки используется стетоскоп механика.
Чтобы самостоятельно провести диагностику ступичного подшипника, сделайте следующее:
- Подготовьте устройство.
- Раскатываем фартук колеса.
- Запустите двигатель и введите четвертую скорость.
- Поместите стетоскоп на держатель.
- Послушайте звук. Небольшой шум указывает на то, что колодки касаются диска. Если вы слышите отчетливое гудение, проблема в правильном подшипнике.
Регулировочные работы
Для проведения регулировочных работ вам понадобится набор стандартных гаечных ключей, молоток и отвертка. Регулировка на всех автомобилях практически идентична и может отличаться только некоторыми деталями. Технология регулирования следующая:
- Ослабьте колесные болты на ступице, которую нужно отрегулировать;
- С помощью домкрата навешиваем и снимаем колесо;
- С помощью молотка и отвертки сбейте защитный колпачок, установленный в центре ступицы;
- С помощью плоскогубцев отогните антенны колпачка и снимите его;
- Полностью закручиваем гайку ступицы, затем выкручиваем на ¼ оборота;
- Проверяем легкость вращения ступицы. Он должен легко поворачиваться и без заеданий;
- Ставим все обратно и еще раз проверяем отдачу.
Если люфт не может быть устранен регулировкой или при вращении возникают клинья и скрипы, подшипник следует заменить.
Как уже отмечалось, цилиндрические подшипники не регулируются, поэтому обнаружение гула и люфта указывает на необходимость замены.
Из-за чего может начать люфтить подшипник
Как упоминалось выше, есть два фактора, которые приводят к люфту:
- Подшипники колес изношены или повреждены
- Неправильная настройка.
С первым случаем все ясно. Но со вторым стоит уточнить. Многие замечают, что после регулировки ступичного подшипника по мануалу, через некоторое время он снова начинает играть. Это нормальное явление и происходит нормальный износ рабочих поверхностей и трущихся деталей.
По прошествии некоторого времени необходимо проверить и при необходимости заново отрегулировать. Делать это рекомендуется при пробеге 5-10-20 тыс. Км. Например, на Ниве ступичные подшипники считаются расходным материалом и не доживают до 50 тыс. Км.
Не следует забывать, что после замены подшипника передней ступицы он тоже будет иметь люфт. Если на это не обратить внимание, до следующего ремонта уйдет несколько километров. Поэтому обязательно выполните регулировку. Об этом мы подробно поговорим ниже.
Ступичный подшипник: что проверяют на СТО
Вы можете самостоятельно доставить машину на СТО, проконсультироваться, как проверить упорный подшипник и даже посмотреть, как ваша личная машина будет закреплена на лифте, и приступить к диагностике состояния оси и элементов скольжения. Что будет искать механик?
- Определите для себя основной метод, как проверить ступичный подшипник, примените его в процессе.
- Поочередно крутите колеса, сначала медленно, затем быстрее. В то же время слушайте. Если есть трение, щелчок, вой, механик смотрит положение подшипника, оценивает его внешние характеристики.
- Также оценивается люфт колес. Для этого механик одной рукой хватается за верхнюю часть колеса, а другой за нижнюю и начинает раскручивать колесо взад и вперед. Если шина выходит из строя, подшипник изнашивается и подлежит немедленной замене. Но в то же время необходимо оценить ходовую часть машины, которая может перестать работать в штатном режиме.
FakeHeader
Регулировка ступичного подшипника ВАЗ 2107
Рассмотрим процесс подробно на примере классики. Пригодится хозяевам пшеничных полей, «копеек», целого формирования классических «Жигулей». Есть два пути:
- С помощью динамометрического ключа (согласно инструкции), который всегда под рукой в любом гараже.
- Народными методами потрогать «на глазок». В данном случае нам просто нужны «прямые» руки и ключ на «27».
Другие особенности диагностики
Для постановки правильного диагноза используются следующие функции:
- При подъеме задние подшипники громче, а при спуске с холма — подшипники передней ступицы (из-за перераспределения нагрузки, например при прохождении поворотов). Гул при длительном повороте вправо свидетельствует о выходе из строя левого подшипника, а при левом повороте — правого.
- Большой люфт (метод № 3) указывает на последнюю стадию износа ступичного подшипника и подлежит немедленной замене.
Все признаки неисправности ступичного подшипника (фото и видео).
Добрый день. В сегодняшнем посте мы поговорим о симптомах выхода из строя ступичного подшипника. Прочитав статью, вы легко сможете провести диагностику ступичных подшипников и научиться определять их неисправности задолго до появления критического люфта.
Какие бывают ступичные подшипники?
Есть два принципиально разных типа ступичных подшипников.
На ведущих колесах используются упорные плоские подшипники:
Вот так выглядит ступица ведущего колеса в сборе:
На ведущих колесах в большинстве случаев используются два установленных навстречу друг другу конических подшипника.
Вот так выглядит этот тип ступичного подшипника:
Вот как выглядит ступица в сборе:
Как и почему изнашиваются ступичные подшипники?
Несмотря на кажущуюся простоту конструкции, подшипники имеют очень сложную технологию изготовления.
Ролики и опорные поверхности изготовлены из высокопрочной стали с поверхностным уплотнением (закаленным или легированным). Если подшипник свернуть, он сломается при первом попадании в отверстие, а если его оставить влажным, он очень быстро изнашивается и гудит.
Для уменьшения трения в подшипники колес впрыскиваются специальные тугоплавкие смазки, которые устанавливаются в огнеупорный пластиковый сепаратор для фиксации роликов.
При повреждении любого из несущих элементов он приходит в негодность.
В большинстве случаев выход из строя подшипника происходит из-за нормального износа. Когда между роликами и беговой дорожкой появляется люфт, сначала увеличивается шум во время работы, а при критическом значении износа колесо начинает естественным образом раскачиваться, как в этом видео-примере:
Эта неисправность возникает и постепенно прогрессирует. В большинстве случаев это вызвано удалением смазки с подшипника. Внезапно мы сошли с трассы в глубокую лужу, за две недели подготовились к замене подшипников. Дело в том, что при движении на большой скорости подшипники нагреваются до высоких температур, и смазка в них растворяется. При езде по лужам подшипник резко остывает и собирает воду (при остывании). В результате часть смазки смывается, но вода и грязь остаются.
Конечно, подшипники не могут служить вечно, но попадание воды значительно сократит их срок службы.
Реже износ подшипников вызывается плавлением или поломкой сепаратора. В этом случае ролики в подшипнике смещаются и, как следствие, резко возникает чрезмерный люфт или даже заклинивание.
Вот пример отказа подшипника из-за отказа сепаратора:
Наименее вероятная причина выхода подшипника из строя — механический выход из строя беговой дорожки или ролика. Как правило, это происходит на начальном этапе (при обкатке) или после сильных ударов.
Вот пример такого отказа подшипника:
Каждый из упомянутых мною дефектов проявляется и проявляется по-своему.
Признаки и симптомы “умирающего” ступичного подшипника
Как я уже говорил чаще всего, при выходе из строя ступичный подшипник начинает гудеть на большой скорости. Гул в ступичном подшипнике появляется из-за недостаточной смазки. Постепенно, по мере того как подшипник изнашивается, этот звук начинает появляться на более медленных оборотах. Звук будет идти прямо из самого колеса. Спутать его можно только с неисправным наружным подшипником (проблема широко распространена на Peugeot 307, 308) и неисправной коробкой передач (если, например, не хватает масла). Квалифицированный техник легко диагностирует неисправный ступичный подшипник.
Помимо гула, ступичный подшипник может издавать скрип или скрежет. В этих случаях подшипник предупреждает о скором заклинивании. Такие звуки говорят именно о механическом повреждении подшипника.
Еще один признак неисправности ступичного подшипника — это вибрации, которые передаются как на руль, так и на весь автомобиль. Обычно это происходит в определенном диапазоне скоростей (например, при движении со скоростью от 60 до 80 км / ч). В этом случае только опытный мастер сможет точно диагностировать неисправность ступичного подшипника, ведь какая-то другая часть неисправной подвески может давать колебания рулевому колесу.
Когда подшипник уже сильно изношен, машину можно отвести в сторону. Такая ситуация говорит о том, что колесо уже имеет значительную отдачу. В этом случае управлять автомобилем будет все сложнее. Эксплуатация автомобиля строго запрещена.
Последствия преждевременной замены ступичного подшипника.
Причины поломки подшипника
Причин может быть несколько. Основные из них:
- непрофессиональный монтаж расходного материала;
- постоянная езда по «убитым» трассам;
- отсутствие смазки или отходов;
- установка некачественных деталей;
- автоматическая перегрузка.
А теперь обо всем по порядку. Следовательно, установка элементов петли должна производиться в определенное время. Непрессовка гайки ступицы чревата люфтом. Кроме того, это грозит разрушением элемента, если машина будет часто ездить по неровным дорогам. Сдавливание приведет к чрезмерному трению и, как следствие, к нагреву, что приведет к ухудшению качества смазки и ослаблению металлических узлов. В результате сам контактный элемент в условиях такой операции быстро разрушится.
Иногда неопытные водители забивают его молотком в ступицу при установке ступичного подшипника. Об этом даже не думайте, ведь удар по элементу петли снизит его ресурс. Это опасно делать даже при установке качественного подшипника.
Эта деталь прослужит недолго, если вы постоянно используете машину на ухабистых дорогах. Кроме того, на износ этого элемента сильно влияют крутые повороты на большой скорости.
При отсутствии смазки поверхности тел качения быстро изнашиваются. А еще необходимо следить за состоянием пыльников, так как их повреждение поспособствует разрушению элементов петли. Попадание влаги и абразивных элементов на рабочую поверхность также негативно сказывается на состоянии подшипников.
Сейчас на автомобильном рынке можно найти недорогие и качественные образцы контактных элементов. Однако по-прежнему продаются некачественные изделия кустарного промысла, которых не хватит на долго. Чтобы обезопасить себя от них, не покупайте «безымянные» запчасти. Иногда в магазинах продают откровенную свадьбу российского и китайского производства.
Не рекомендуется перегружать машину, даже если вы едете по хорошим дорогам. Перегрузка транспорта создает ненужную нагрузку на контактный элемент, что приводит к его преждевременному разрушению.
Ручное вращение
Если повесить машину на подъемник и вращать колесо вручную, отклонения от плавности хода ступицы будут видны как по звуку, так и по вибрациям, воспринимаемым рукой.
Подшипники, в которых началась точечная коррозия (лунный пейзаж на беговых дорожках), не смогут работать тихо и плавно. Также вы можете сравнить подозреваемого с другими колесами, все четыре легко доступны.
Сразу обратите внимание на то, что в случае исследования ведущего колеса вращению подвержены многие другие детали, которые, находясь в хорошем состоянии, способны создавать аналогичные эффекты. Здесь также поможет метод сравнения.
Температура диска
В процессе эксплуатации ступичный подшипник перегревается, а при каких-либо дефектах увеличивается трение, что приводит к еще большему повышению температуры. Это довольно косвенный признак, но на него тоже можно положиться. Большое количество тепловой энергии передается окружающим металлическим частям, включая тормозной диск.
Для такого управления после разгона необходимо останавливать автомобили, не нажимая на педаль тормоза, просто по инерции. Выйдите и коснитесь тормозного диска голыми руками. Горячий диск может указывать на неисправный ступичный подшипник.